Храм Бесаких

Храм Бесаких (Pura Agung Besakih) считается главным на Бали. Он также входит в число священных храмов острова, которых здесь всего девять.Более 1000 лет назад его построили на действующем вулкане Агунг для защиты местных жителей.

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Agung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

hram-besakih-1

ПОЧЕМУ ЖЕ БЕСАКИХ ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ ХРАМОМ?

Вид на храм Храм Бесаких (Pura Agung Besakih) и вулкан Агунг

hram-besakih-2

Бесаких, или Пура Бесаких (Pura Agung Besakih), находится на западном склоне вулкана Агунг (Gunung Agung). Это самая высокая гора на острове, ее высота достигает 3 142 метра. Кроме того, считается, что именно здесь расположена так называемая «Ось мира», вокруг которой, по легенде, вращается вселенная, все планеты и звезды. Сам же вулкан служит обителью для богов и почитается у местных жителей чуть ли не как самая священная точка острова.

Конечно, в таком месте просто нельзя было построить скромный храм. Поэтому балийцы возвели здесь целый комплекс, состоящий более чем из 86 религиозных сооружений. Это действительно огромная территория. Здесь только для туристов доступно около 30 000 квадратных метров, а все постройки располагаются на площади более 150 000 м2. Это самый крупный храмовый комплекс на всем острове.

Храмовые постройки (Pura Agung Besakih)Храмовые постройки Бесаких Храмовые постройки (Pura Agung Besakih)
Кроме того, Бесаких — это еще и самый древний балийский храм. Ученые выяснили, что некоторые элементы (такие как алтари и лестницы) имеют возраст свыше 2 000 лет. А это значит, что святилище в этом месте находилось еще до распространения индуизма на Бали. Скорее всего, на месте нынешнего храма было расположено языческое священное сооружение, где местные жители приносили дары духам своих предков.

hram-besakih-3

Все это позволяет смело заявлять, что Бесаких действительно является главным храмом Бали. К тому же, у него еще есть богатое прошлое, о котором я расскажу вам дальше.

ИСТОРИЯ ХРАМА ПУРА БЕСАКИХ
Храм Pura Agung Besakih

Первые письменные упоминания об этом месте датируются началом XI века. Но эти упоминания касаются уже существующего храма, а не его строительства. А вот когда он был построен — вопрос менее ясный. Есть легенды, в которых упоминается некий странствующий монах, построивший Бесаких в VIII веке. Но документальных сведений об этом событии не осталось. Также, по преданиям, другим основателем мог быть раджа Кесари, живший в начале X века. Но откуда тогда взялись алтари возрастом в два тысячелетия? Вероятно, Кесари лишь расширил храм, который уже существовал до него.

hram-besakih-4

Вообще, Бесаких расширялся и достраивался почти каждое столетие. Ученые выяснили, что Агунг Панатаран (центральный храм, посвященный Шиве) – одно из трех главных святилищ комплекса, — был построен в XVII веке. В летописях говорится, что многие балийские короли в разные времена выделяли деньги на строительство храма.

С XI века Бесаких долго не упоминался ни в одном документе. И лишь в XV веке, когда политический центр Бали переместился в центральную часть острова, храм вновь стал фигурировать в различных летописях. В частности, есть упоминания о том, что Бесаких является государственным храмом, в котором находится мавзолей.

Известно, что во время стихийных бедствий балийцы укрывались в этом храме, а в остальное время приносили жертвы богам, чтобы искупить грехи. Устраивались даже церемонии жертвоприношения, во время которых закалывался тигр, буйвол, корова и черная обезьяна.

hram-besakih-5

Одним из самых знаковых событий в истории Пура Бесаких можно считать извержение вулкана Агунг в 1963 году. Весной этого года должно было проводиться празднование Eka Dasa Rudra (Эка Даса Рудра), праздника духовного очищения, проводимого раз в столетие. Незадолго до этого, в феврале, было зафиксировано повышение температуры почвы у подножья вулкана.

Жрецы посчитали это плохим знаком. Они были уверены, что это гнев богов, и празднование Эка Даса Рудра нужно перенести на другой год. Однако их никто не послушал – ведь все уже было готово к началу церемонии. Жрецы не ошиблись. 18 марта 1963 года кратер Агунга взорвался и выбросил из себя потоки лавы. Они сошли по склонам вулкана и уничтожили все на своем пути. В результате извержения погибло более 1000 людей, многие балийцы остались без крыши над головой. Примечательно, что в это же время жители некоторых европейских стран наблюдали красные закаты. Говорят, это связано именно с событиями на Бали.

hram-besakih-6

С тех пор сейсмологи пристально следят за активностью кратера вулкана. Но есть один примечательный факт, который местные жители расценивают как благосклонность богов. Дело в том, что во время извержения Бесаких совершенно не пострадал. Несмотря на то, что он находится на склоне вулкана, потоки лавы обошли его стороной. Было это случайностью, или действительно волей богов – никто не знает. Но балийцы уверены, что именно храм спас остров от чудовищных разрушений. Хронологию извержения вулкана Агунг в настоящее время можно проследить в разделе Вулкан Агунг — новости.

Часто Бесаких называют «храмом матери», но правильнее будет — «материнский храм». Для местных жителей он имеет очень большое значение. Он защищает остров от стихийных бедствий и помогает общаться с богами. Это самый главный и древний храм на Бали, именно он стал источником распространения индуизма в этих местах. Поэтому он и является материнским.

ОПИСАНИЕ ХРАМОВОГО КОМПЛЕКСА БЕСАКИХ

Внутри Храма

Весь комплекс состоит из трех основных храмов. Каждый из них посвящен одному из божеств индуистского пантеона (его еще часто называют Тримурти или Трисакти).

В эту триаду входят:

Брахма – бог-создатель
Вишну – бог-хранитель
Шива – бог-разрушитель

Храм позволяет молиться всей троице в целом, или же каждому божеству отдельно. По сути, так устроен почти каждый балийский храм.

В Бесаких устройство храмов следующее:

В центральной части комплекса находится самый большой храм – Агунг Панатаран. Он состоит из трех дворов, которые располагаются как бы ступенями друг над другом. Здесь поклоняются Шиве.

Чуть восточнее находится второй храм – Дангин Кретег. Он посвящен Брахме.

Третий храм – западнее. Он называется Бату Мадег и посвящен, соответственно, Вишну.

Интересно то, что каждый из храмов построен и поддерживается за счет одного из балийских округов. Так, например, Агунг Панатаран финансируется Клунгкунгом, а Дангин Кретег – Карангасемом. Бату Мадег поддерживает округ Бангли. У других округов здесь нет больших храмов, но есть отдельные постройки (например, у Гианьяра, Бадунга, Булеленга и Табанана). Таким образом, Бесаких является как общим для всех балийцев, так и главным святилищем для жителей некоторых округов.
Кстати, здесь же можно найти небольшие алтари, принадлежащие представителям балийской аристократии.

hram-besakih-7

С точки зрения архитектурной проработки, наиболее интересен будет храм Агунг Панатаран. На его территории расположено около 50 ритуальных сооружений.

Как я уже говорил, храм состоит  из трех дворов:

Первый двор. Чтобы попасть в него, нужно подняться по лестнице из 52 ступеней. Сама лестница по бокам украшена скульптурами индуистских божеств, а на ее вершине расположены традиционные расщепленные ворота – Чанди Бентар. Первый двор является как бы прихожей. Основные же постройки расположены во втором и третьем.

Второй двор. Сюда ведут большие ворота, щедро украшенные каменными декорациями. За ними расположен трон для божеств. Поскольку этот храм посвящен Шиве, он восседает посреди, а по бокам от него расположились Брахма и Вишну. Здесь же, во втором дворе, находится помещение Санухан-Агунг. В нем во время больших праздников собираются боги и принимают дары балийцев. Рядом находится Бале-Агунг. Это крытый павильон, в котором вместо стен – 24 колонны. Здесь местные жители могут помолиться. Еще одно здание – Паведажан. Но для посторонних оно закрыто, так как предназначено для священнослужителей.

Третий двор. И, наконец, чтобы попасть в третий двор, нужно опять же преодолеть лестницу. Территория двора оформлена в виде террас, находящихся одна над другой. Здесь находятся меру – традиционные религиозные постройки в виде башен, напоминающие пагоды. Одна из них, кстати, служит сокровищницей храма. В ней также хранятся документы и летописи, связанные с Бесаких.

Можно заметить, что меру в храме разной высоты, и у них разное количество ярусов. Это связано с тем, что каждая меру посвящена какому-либо богу. Чем выше почитается тот или иной бог, тем выше ярусов у меру, которая ему посвящена. Например, 11-ярусные меру построены в знак уважения Шиве.

В третьем дворе также располагается храм кузнецов – Панде Веси. А на самой верхней террасе стоят две закрытые постройки. Одна из них посвящена богу Шиве, а вторая – предкам бывших раджей Клунгкунга, которых тоже считали божествами.

Дорожки вдоль Храмового комплекса (Pura Agung Besakih)Дорожки вдоль Храмового комплекса (Pura Agung Besakih)

Во время религиозных праздников территорию храма, как правило, украшают. Если вы окажетесь здесь в один из праздничных дней, то наверняка заметите, что среди прочих преобладают четыре цвета – белый, красный, черный и желтый.

Эти цвета символизируют определенных божеств:

Белый – это цвет бога Шивы

Красный цвет принадлежит Брахме

Черный цвет соотносится с Вишну

Желтый цвет принадлежит верховному богу по имени Ида Санхьянг Види Васа

Эти же цвета используют и в других святилищах во время больших праздников. Вообще, праздники в Пура Бесаких – это важная часть жизни храма. Здесь традиционно отмечают Галунган – праздник победы добра над злом. Он завершается праздником Кунинган – встреча с духами предков за праздничным столом. В первое посленовогоднее полнолуние в храме ежегодно отмечается Бхатара Турун Кабех, этот праздник обычно приходится на март или апрель и длится около 10 дней. В эти дни можно увидеть ритуальные танцы, театр теней и различные спектакли, а также услышать традиционный балийский оркестр, стать свидетелем местных церемоний.

Отдаленность от населенных пунктов, определенная труднодоступность и особое, сакральное расположение делают Бесаких чрезвычайно интересным для всех, кто желает заняться медитацией. Считается, что сами балийцы спят ногами к морю, где обитают злые духи, а головой по направлению к Агунгу, который «очищает» отрицательные потоки энергии. Располагает к медитации и единению с самим собой и ландшафт храма: необыкновенная растительность, потрясающие панорамы, открывающиеся с его стен.

Бесаких – общий храм, то есть доступный для всех индуистов. Что же касается посетителей других вероисповеданий, то обычно им можно находиться только около храмов, то есть во дворах на первом уровне, не заходя в религиозные постройки. Впрочем, и такие посещения часто затягиваются на несколько часов.

Последние записи

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет виден.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ