Идзумо и Храм Идзумо-тайся

Земля Идзумо (в пределах нынешней префектуры Симанэ) издавна считается у японцев священной, ведь, как утверждает официальная мифология, именно на эту землю ступил бог ветра Сусаноо-но Микото, изгнанный с небес за свое буйство. Этой землей правили его потомки, включая пра-пра-пра-пра-правнука — божественного Окунинуси-но Микото, первым из небожителей занявшегося обустройством мира смертных людей.
Слава царства Идзумо была столь велика, что затмевала все другие государства. И лишь уступив просьбе богини Солнца Аматэрасу (сестры Сусаноо), Окунинуси передал бразды правления Японской землей ее внуку Ниниги-но Микото, посланному на Землю, чтобы создать царство Ямато (на территории нынешней префектуры Нара). Аматэрасу была столь этим обрадована, что повелела соорудить в Идзумо храм, где молились бы памяти Окунинуси.
Этот миф в течение долгого времени рассматривался многими японскими и зарубежными историками как фольклорное отражение противоречий, существовавших некогда между правящими элитами Идзумо и Ямато, в ходе которых клан Ямато одержал победу. Мифы Идзумо, как считалось, были чистой выдумкой, чтобы подкрепить властные права потомков легендарного Ниниги-но Микото, а ими является ныне правящая императорская династия Японии. Существование же мощного государства Идзумо вообще ставилось под сомнение.
Сложившуюся точку зрения пришлось менять после того, как в 1984 году на территории Западного Идзумо археологи раскопали следы древней цивилизации в Кодзиндани.
Найденные археологами ритуальные предметы свидетельствуют о наличии в древнем Идзумо собственной религиозной системы, отличной от системы верований в Ямато. И если верить мифам, подчинить богов Идзумо влиянию богов Ямато было не просто.
Идзумо01О мастерстве, богатстве и влиянии религиозных приверженцев бога Сусаноо и его потомков свидетельствуют легенды о святилище Идзумо Тайся, ставшем религиозным центром провинции Идзумо. По традиции оно регулярно перестраивается, чтобы не допустить гниения древесины. Таких реконструкций на памяти людей было проведено уже 24. Нынешнее здание святилища существует с 1744 года. Но при каждой перестройке плотники из-за нехватки нужного материала чуть уменьшали размеры храма, и теперь его высота составляет примерно 24 м.
Однако исторические хроники эпохи Хэйан (794-1185) свидетельствуют, что в те времена высота главного здания святилища Идзумо равнялась 48 м. Это сопоставимо с высотой современного 15-этажного дома. А в более древние времена, когда этот храм строился впервые, чтобы компенсировать богу Окунинуси утраченную власть над страной, его высота, если верить мифам, достигала 96 м. (Такую высоту имеют ныне 30-этажные дома!) Поэт ХII века Дзякурэн так описывал это чудо человеческого мастерства: «Крыша терялась в небесных облаках…и казалось, что все сооружение не принадлежит этому миру».
По легенде, родитель Окунинуси ухаживал за своей будущей женой в этих местах, и свадьба состоялась в Идзумо. Поэтому для многих японцев большой честью является церемония бракосочетания, проведенная под крышей Идзумо тайся. Сюда бракосочетавшиеся съезжаются со всей страны. Молится здесь по-особому. Если в обычном синтоистском храме внимание бога к своей особе привлекают двумя хлопками в ладоши, то в Идзумо тайся хлопают четыре раза — за себя и за будущего супруга.
Идзумо02Особенно людно бывает в храме в октябре — в дни десятого месяца по лунному календарю. Раньше этот месяц японцы именовали Каннадзуки («месяц без богов»). Подобное название связано с тем, что по преданиям, все синтоистские боги Японии, а их не менее 8 млн., в этот период оставляют свои привычные места и отправляются в святилище Идзумо Тайся, чтобы неспешно обсудить накопившиеся за год проблемы. А вот жители Идзумо именуют это время Камиаридзуки («месяц присутствия богов»). Для размещения прибывающих богов позади храма выставляют целую улицу с многочисленными часовенками дзюкуся. Сбор богов проводится ежегодно с 11 по 17 октября, к этому времени приурочены и праздничные церемонии в храме. К храму ведут огромные ворота-тории, высота которых составляет 23 м. Вход в святилище украшен гигантским, несколько метров в поперечнике, канатом симэнава, сплетенным из рисовой соломы и предназначенным для огораживания святых мест. Вес его около 3 тонн. В сокровищнице храма демонстрируются различные религиозные раритеты, в том числе статуя Окунинуси, стоящего на мешках риса. Ведь этот бог покровительствует и сельскому хозяйству.
Согласно двум старейшим японским летописям, Кодзики и Нихон сёки Окунинуши, известная как Дайкоку-сама, создала Японию и даровала эту страну богине солнца Аматерасу. Аматерасу была очень рада и, чтобы прославить достижение Окунинуши, подарила ей Амено-хисуно-мия (огромный дворец). Позже этот дворец и стал святилищем Идзумо-тайся.
Хонден (главный павильон) недавно был отремонтирован, впервые за прошедшие 60 лет, а в мае 2013 года в святилище вернули божество. (Когда храм перестраивается, божество выносят из него и хранят в другом месте, до тех пор, пока строительство не будет завершено. Японцы говорят, «Божество вернулось обратно» то есть — святыня восстановлена в новом здании). Главный храм (Синдэн) 24-метровой высоты, в котором хранится статуя Окунинуши, имеет структуру Тайся-Дзукури, первого архитектурного стиля древних святилищ, и признан национальным достоянием Японии. Столбы в хонден сделаны в виде колон и самый толстый из них называется Син-Номи-Хасира, основной столп. Фундамент основного столпа изначально был заглублен в землю, в стиле под названием хоттатэ, однако, в настоящее время, он установлен на краеугольном камне.

Процедура поклонения Санпай

Официальная процедура санпай проходит следующим образом; посетители входят через главный вход, через гигантские деревянные врата Тори, которые ведут на территорию храма. Вы увидите хараи-ша, где руки сводят в традиционном синтоистском стиле для молитвы, чтобы провести самоочищение. Арочный мост Харай приведет путников к дороге, вдоль которой растут столетние сосны. Пройдя по ней около 5 минут, вы дойдете до входа в главное святилище, где и найдете статую Окунинуши (главное божество), а также статуи кролика. (Поскольку мифология Идзумо тесно связана с Инаба не Широ Усаги (Усаги означает кролик), на территории вы увидите много статуй кроликов).
В главном святилище, паломники могут увидеть Хайден (павильон поклонения), который считается крупнейшим в послевоенной Японии, и где поклоняются в особом стиле святилища Идзумо-Тайся, «Ни-Хай, Йон-хакушу, иппай» (два поклона, четыре хлопка и еще один поклон).
Войдя в Хайден, посетители сталкиваются с красивой деревянной конструкцией с огромной священной соломенной веревкой (симэнава), весом в 1 тонну, которая свисает на половину своей длины. Вы будете удивлены, обнаружив еще одну веревку-симэнава в Кагурадэн, который расположен слева, и которая весит 4,5 тонны, что делает ее крупнейшей в Японии. Если посетители пройдут к дальней стене Хайдена через врата Яцуаши, они могут увидеть весь Хонден и Главный павильон.
С обеих сторон Хонден — с восточной и западной, — есть святилища, которые имеют 19 дверей. Считается, что эти святилища используются как места обитания богов во время их сбора в Идзумо, куда они приходят изо всех стран на десятый месяц лунного календаря. В дальней части Хонден, глубоко внутри главного святилища, находится Согано-Яширо, святилище Сусано-но-Микото, бога-отца Окунинуши. Говорят, это лучшее место, чтобы ощутить божественную силу. Кагураден — это последняя точка на маршруте Санпай.

Идзумо03

Последние записи

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет виден.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ