Коя

коя01

Коя – небольшой поселок в префектуре Вакаяма. Город прочно ассоциируется с расположенной рядом знаменитой горой Коя-Сан. Гора Коя-Сан – это не просто гора, а важный центр буддизма, с которым страну познакомил в 805 году Кобо Дайси, известный как Кукай. Вокруг главного храма, который Кобо Дайси построил на вершине горы Коя-Сан, и разрастался маленький и уединенный поселок. Здесь же находятся мавзолей Кобо Дайси и начальная и конечная станции паломнического пути Сикоку, включающего в себя 88 храмов по всей стране.

Как популярный паломнический маршрут Коя-Сан соединен с внешним миром сетью пешеходных дорожек. И хотя большинство туристов поднимаются на гору по канатной дороге, многие тропинки до сих пор существуют и используются любителями пеших прогулок, предпочитающих традиционный способ забраться наверх.

Главный подход к Коя-Сан осуществляется с тропы Тойси Мити. Тропинка помечена камнями тойси через каждые несколько сотен метров, так что современным пилигримам будет сложно заблудиться. Весь путь Тойси Мити длится 23,5 километра, и пройти его можно за 7 часов или при желании сократить путь, начав восхождение из другого места. Для желающих испытать себя рекомендован маршрут Кохэти, соединяющий Коя-Сан с храмами Кумано. Будьте готовы к тому, что поход длится почти неделю и требует физической подготовки и наличия правильного снаряжения.

Кроме мавзолея Кукая здесь есть и другое памятное место, посвященное семье Токугава. Иемицу Токугава в 1643 году построил его, так как хотел, чтобы члены его семьи покоились недалеко от Кобо Дайси. Мавзолей состоит из двух зданий, воспевающих прадеда Иемицу – Иеясу Токугава и отца Хидэтада – первых двух сёгунов Японии.

Завершить два одинаковых здания мавзолея удалось лишь через 20 лет после начала строительства. Выбранный стиль – элегантный декор раннего периода Эдо с покатыми крышами, изысканными орнаментами, причудливой резьбой, лаковым покрытием и позолотой.

Кукай начал строительство священного комплекса Гаран в 826 году после того, как годами бродил по стране и искал подходящее место для центра своей религии. С тех пор много храмов открыли свои двери на улицах Коя-Сана. Самые значимые и интересные – Конгобудзи, главный храм Сингон- буддизма, и Окуноин, место, где в мавзолее покоится тело Кобо Дайси.

Согласно легенде, Кобо Дайси бросил свой значимый двусторонний инструмент для церемоний из Китая в сторону Японии. Когда он вернулся в Японию после учебы в Китае и искал место для храма, в зарослях сосен на горе Коя-Сан им был обнаружен заветный предмет, и строительство храма Гаран началось. Сосна, где был найден таинственный инструмент, до сих пор стоит тут.

Самые впечатляющие постройки Гарана – зал Кондо и пагода Конпон Дайто. Все значимые религиозные церемонии проводятся в деревянном зале Кондо, хотя здание восстановили после пожаров лишь в 1932 году, поэтому, несмотря на изображение исцеляющего Будды, зал не производит впечатление старинного.

45-метровая пагода Конпон украшена статуей Дайнити Нёрай – главного Будды в буддизме Сингон. Вокруг можно увидеть множество рисунков на столбах, которые вместе создают трёхмерное изображение метафизической карты космического пространства.

коя02

Кобо Дайси начал создание пагоды, но не смог закончить его. Его последователи завершили начатое, а заодно со временем пристроили к Гарану дополнительные залы и пагоды. В храмах можно провести ночь, и это незабываемый опыт. Ведь в сюкубо – храмовых «отелях» можно ощутить вкус отшельнической жизни, питаясь вегетарианской едой и посещая утренние молитвы. Такую услугу предлагают в 50 храмах и паломникам, и мирянам. Вам достанется небольшая отдельная комната с татами и раздвижными дверями фусума, а вот туалет и душ будут общими. Возвращаться в храм после 5 часов вечера не рекомендуется, так как около 18 часов подают ужин с традиционными блюдами монашеской кухни: коньяку (желе из дьявольских язычков), юба (тофу) и коядофу (замороженные сушеный тофу).

Гора Коя

коя03

На северо-западе полуострова Кии, в квазинациональном парке Коя Рюдзин находится гора Коя (префектура Вакаяма) , или Коя-сан, с зарослями черных кедров на высоте 1005 м является в Японии местом, наиболее почитаемым буддийской сектой Сингон.

Она принимает более миллиона паломников в год. Здесь в 816 г. святой Кукай (774- 835), также известный под посмертным именем Кобо-дайси, устроил монашеское убежище. Храмовый комплекс Коя-сан был особым местом обитания монахов, куда вплоть до 1873 года был запрещен доступ женщинам. В период Эдо на горе была почти тысяча храмов, однако тайфуны и пожары сократили их число до 123. Уникальную атмосферу этого места можно сполна ощутить, заночевав здесь. Блюда традиционной вегетарианской кухни подаются на Коя-сан в 53 храмовых приютах. Самые почитаемые и грандиозные сооружения находятся в Конгобудзи, построенный в 1592 г. Тоётоми Хидэёси , является главным храмом на Коя-сан. Особо привлекают внимание его рододендроны и раздвижные двери внутренних помещений, расписанные в XVI в. художниками школы Кано. Этот храм является главным храмом секты Сингон.

Великолепный комплекс Дандзёгаран, расположенный чуть дальше, включает самое старое из всех находящихся на горе зданий, Фудодо (Зал Фудо), построенное в 1197 г., и Компон дайто, великолепную ало-белую пагоду. Перестроенная в 1937 г., эта пагода считается символом Коя-сан. Рэйхокан (сокровищница) находится напротив комплекса и хранит более 5000 картин, изваяний и мандал, выставленных в двух отдельных зданиях. Гигантские Даймон (Великие ворота), являющиеся главным входом на Коя-сан, расположены на небольшом расстоянии к западу отсюда, на краю плато. От них открывается неповторимый вид на горы, долины, а в ясные дни — и на далекие острова Сикоку и Авадзи.

На восточной половине Коя-сан находятся 100 000 гробниц и Окуноин (внутреннее святилище), мавзолей Кукая. Погребение на Коя-сан считается особо почетным. Мощеная камнем дорога к Окуноин обрамлена изваяниями, памятниками и гробницами с останками людей, принадлежавших к наиболее могущественным и блестящим родам в истории Японии. Перед мавзолеем Кукая находится Тородо (Зал фонарей). Здесь днем и ночью горят 11 000 фонарей, а два из них, как утверждают, не гасли с X века.

коя04

Около 50 из 120 окрестных храмов предоставляют им жилье, известное под названием сюкубо. Религиозность не является необходимым условием для посещения Коя-сан. Чтобы прочуствовать атмосферу сердца буддизма Японии, лучше остаться на ночь. Когда разъедутся те, кто приехал сюда на один день, насладитесь спокойной прогулкой ранним утром или вечером. Храмы стоят в кедровых рощах, где легкий туман насыщен благовониями, по тропинкам тихо проходят одинокие пешеходы — священики или паломники, а звуки песнопений и звон колоколов лишь подчеркивают окружающую вас гармонию.

Сохондзан Конгобудзи

коя05Сохондзан Конгобудзи является главным храмом буддийской школы Сингон, который находится на горе Коя-сан. Построен в период Хэйан (794-1185) Кукаи, основателем школы Сингон для продвижения буддийской веры и аскетических практик.

При слове «храм» люди обычно представляют себе одиночное здание, но название «храм Соходзан Конгобудзи» относится к горе Коя-Сан в целом. На горе находится 17 храмов и Кондо Дандзё-Гаран, одно из 2-х священных мест горы Коя-сан — главный павильон храма Конгобудзи. Помимо Дандзё-Гаран здесь есть множество других достопримечательностей: музей Рэйхокан, где представлены ценные изображения и статуи Будды; мавзолей Токугава, основанный третьим сёгуном Токугава; Окуноин, второе из двух священных мест горы Коя-сан; а также главный храм буддийской школы Сингон — храм Конгобудзи.

Храм Соходзан Конгобудзи привлекает многих последователей школы Сингон. Но сюда приезжают и обычные туристы, чтобы погулять по горе и территории храма. Храм Соходзан Конгобудзи был признан объектом мирового наследия ЮНЕСКО в качестве части Священных мест и паломнических троп в горах Кии.

Стоимость входа и время работы: 200 иен за посещение Кондо и Дайто (великая ступа — куполообразное здание храма), 600 иен со взрослых, 350 иен со студента и учеников старших классов, 250 иен с учеников младших и средних классов — за вход музей Рэйхокан. Музей работает с 8:30 до 17:30 (вход последних посетителей в 17:00) — с мая по октябрь; и с 8:30 до 17:00 (вход последних посетителей в 16:30) с ноября по апрель. На Новый год храм закрыт. Посещение Окуноин бесплатно. Открыт с 8:00 до 17:00 с мая по октябрь, и с 8:30 до 16:30 с октября по апреля.

«Храмом Конгобудзи» в целом называют гору Коя-сан, но в рамках данного описания под этим названием будет подразумеваться здание храма Сэйгандзи и Кодзандзи. Сэйгандзи был построен Тоётоми Хидэёси в 1593 году в память о матери.

коя06

Пройдя через врата Санмон вы окажетесь на территории храма Конгобудзи, где вы увидите: Банрю-тэи, один из крупнейших садов камней в Японии; Янаги-но-ма, где совершил самоубийство Тойотоми Хидецугу, сын Тоётоми Хидэёси; Охирома с рисунками на раздвижных дверях авторства Като Мотонобу, художника периода Муромати (1336-1573); и Син-Бэцуден, который
добавился в период Сёва (1926-1989).

Син-Бэцуден сейчас используется в качестве места отдыха туристов, где подают чай и сладости. Уникальной чертой храма Конгобудзи является наличие тэнсуоке (емкости для сбора дождевой воды) на крыше, которая покрыта корой японского кипариса. В тэнсуоке собирается дождевая вода, которая в случае пожара разбрызгивается на огонь, туша его.

Окуноин

коя07Окуноин — территория мавзолея на горе Коя основателя буддисткой школы сингон в Японии и одного из наиболее уважаемых людей в религиозной истории Японии Кобо Дайси (также известного как Kукай).

В 804 году отправился на учёбу в танский Китай, где приобрёл широкие познания, был принят при дворе и прославился как выдающийся каллиграф. По возвращении в Японию в 806 году завоевал доверие императора Сага, а в 810 был даже назначен на пост настоятеля центрального храма Тодайдзи в Нара. Главным делом в жизни Кукая стало основание монастыря Конгобу-дзи на горе Коя-сан. Монастырь по сей день является одним из главных духовных центров Японии, привлекающим множество паломников и туристов. Кроме того, Кукай основал первые в Японии общественные школы, принимавшие учеников вне зависимости от их сословия.

После смерти Кукай получил титул-псевдоним Кобо Дайси (弘法大師 «Великий учитель — распространитель Дхармы»). Японские предания приписывают ему заслуги в самых различных областях: строительство дамб, медицина, изобретение слоговой азбуки и т. д. Авторитет Кукая был так велик, что даже правители средневековой Японии впоследствии ссылались на его имя для оправдания своих нововведений.

коя08В возрасте 61 год Кукай отказался от еды и воды и погрузился в медитацию. На 21 день третьей луны в (835) его дыхание остановилось. Император Ниммё  ослал соболезнование, но неудачное время года делало невозможным сообщение с горой Коя-сан, и нельзя было организовать кремацию. В соответствии с волей Кукая, он был помещён на восточной вершине горы Коя-сан. Кукай похоронен в мавзолее храма Окуно-ин (奥の院) на горе Коя-сан. По легенде Кукай не умер, а вошёл в глубокое самадхи в ожидании пришествия будды Майтреи. Кукай признан Бодхисаттвой, пришедшим к людям в мрачное время упадка между буддами Шакьямуни и Майтреей.

Oкуноин — одно из самых священных мест в Японии и популярное место паломничества. Первый мост Ичинохаси отмечает вход в Окуноин, где гости кланяются, проявляя уважение Кобе Дайси, прежде чем войти в священное место. Через мост начинается кладбище Окуноин, самое большое в Японии, с более чем 200000 надгробных плит, на протяжении почти двух километров длиной, заканчивающееся мавзолеем Дайси Кобо. Здесь похоронены многие известные люди, желая быть ближе к Кобо Дайси, чтобы получить спасение.

Также к мавзолею Окуноин можно пройти другим, более коротким путем от остановки Окуноин-маэ. Но независимо как гости подходят к мавзолею, оба пути встречаются в Зале Gokusho, который находится около ряда статуй, изображающих Дзизо, популярного Бодхисатву, который заботится о детях, путешественниках, и душах покойных. Посетители «поливают» водой Дзизо, в знак молитвы за покойных и чтоб уменьшить страдания Дзизо.

В Японию первая статуя Дзидзо, как называют Кшитигарбху японцы, попала в VIII веке и была установлена в Татибанадэра, но потом её перевезли в Хорюдзи. С этого момента Дзидзо становится популярным по всей стране, хотя монашеская братия знала о Нём и раньше из некоторых сутр, появившихся в Японии в период Нара. Позади статуи Дзизо мост Гобионобаси отделяет внутреннюю территорию храма от остальной части Окуноин. И здесь снова гости кланяются Кобо Дайси, прежде чем пересечь мост.

После пересечения моста через несколько метров лежит камень Мироку, где гости бросают камень до верхней платформы одной рукой, камень довольно легок для хороших людей. Зал Тородо (Зал Ламп) является главным залом Окуноина для вероисповедания, построенного перед мавзолеем Дайси Кобо. В зале более 10000 фонарей, которые были пожертвованы прихожанами и сохраняются вечно освещенными. В подвале зала 50 000 крошечных статуй, которые были пожертвованы храму по случаю 1150-й годовщины входа Дайси Кобо в вечное размышление в 1984. Позади зала Тородо расположен мавзолей Дайси Кобо – место его вечного размышления.

Как добраться до Окуноин: от центра города Сендзюинбаси 10-15 минут ходьбы до моста Ининохаси или короткая поездка на автобусе до остановки Окуноин мае.

Дандзё-Гаран

коя09Пройдя порядка 500 метров от ворот Даймон, с левой стороны вы увидите храмовый комплекс на возвышении “Дандзё-Гаран”, который наряду с кладбищем-мавзолеем “Оку-Но-Ин” является главной святынью Коясан. Монах Кукай, открывший религиозный комплекс на этой горе, первым делом построил молельню именно на этом месте. Молельня стала своеобразной школой эзотерической секты Сингон («сингон» в дословном переводе — «слова истины»). На территории храмового комплекса расположено большое количество исторических архитектурных построек, — залы Кон-До, Миэ-До, Фудо-До (национальное сокровище, занесено в реестр ЮНЕСКО), Айдзэн-До, большая пагода Конпон, западная пагода Сайто (важное культурное достояние) и другие.

・Кон-До. Храмовый зал, выполнявший важную роль основного храма Коясан с самого начала открытия религиозного центра на этой горе. Нынешняя постройка (7-я по счёту) — была создана 80 лет назад их железобетона. Основной святынью является Лечащий Будда «Якуси-Нёрай».

коя10

・Большая Пагода Конпо. Символ эзотерической секты Сингон. Первый ярус создан в форме прямоугольника, второй — в форме круга. Основной святынью является Будда Большого Солнца «Дайнити-Нёрай». На внутренние опорные колонны нанесены рисунки религиозного содержания, на на стенах первого яруса — геометрические символы «мандала», в сжатой форме выражающих суть учения секты Сингон.

・Фудо-До. Молельный зал, построенный в конце 12-го века. Изначально представлял из себя жилое помещение, которое в дальнейшем было реконструировано под религиозные нужды. Национальное сокровище Японии. Основной святынью является одно из перевоплощения Будды Большого Солнца (Вайрочана) — «Фудо Мёо».

Компон-дайто

коя11Компон-дайто – это одна из пагод буддийской школы сингон, расположенная на священной горе Коя-сан. Пагода включена в храмовый комплекс Гаран, который является частью храма Конгобу-дзи.

В соответствии с уставом и мировоззрением буддийской школы сингон, пагода располагается в центре мандалы, которая охватывает всю Японию. Пагода выстроена в традиционном японском архитектурном стиле, а внутри нее находятся статуэтки и монументы различных буддийских и тантрических божеств.

Постройка пагоды датируется 1200 годом, а ее высота составляет 48.5 метров. Пагода находится под охраной и занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Женский храм Нёнин-До

До 1872 года женщинам запрещалось подниматься на святую гору. На вершину Коясан вело 7 горных дорог, и женщинам было позволено дойти по ним только до входа на территорию «города-религии» и помолиться в находящихся перед воротами города специальных женских храмах, которые получили название НЁНИН-ДО (в дословном переводе — «зал для женщин»). До наших дней сохранился лишь один из этих женских храмов, он находится у одного из семи горных входов на Коясан — Фудодзака-гути. Это первый храм, который встречается туристам, направляющимся от станции Коясан (канатная дорога) на автобусе.

Хотелось бы добавить несколько слов о запретах для женщин. Многие синтоисткие и буддистские храмы, а также все основные святые места Японии запрещали женщинам их посещение, — только мужчины могли там молиться и проводить религиозные обряды. В буддизме не существует наставлений, запрещающих женщинам приобщаться к святым местам. Напротив, среди учеников Будды было много женщин-монашек. Тем не менее, в японском буддизме многие естественные физические потребности людей считались низменными, и в идеале человек должен был их полностью контролировать и ограничивать. Половое влечение считалось самым неконтролируемым «недостатком», и именно поэтому появилась подобная система запретов, совершенно не учитывавшая право женщин на приобщение к духовным ценностям. Свой отпечаток наложили и традиционные японские верования и религии, в том числе и Синто, — с древних времён смерть человека, или же любое кровопролитие на территории святынь считалось «грязным» и «порочащим». До сих пор на традиционный ринг для борьбы сумо запрещено входить женщинам любого возраста.

Подъём на Коясан по старинной горной тропе “Тёиси-Мити”

коя12До появления железнодорожных путей и автомобильных магистралей, основным способом передвижения была конечно же просто ходьба. Многие годы паломники поднимались на Коясан пешком, по старинной горной дороге «Тёиси-Мити».

Горная тропа “Тёиси-мити” начинается от храма Дзисон-ин, расположенного у подножья Коясан, рядом со железнодорожной станцией «Кудояма». По ней на гору поднимались паломники со времён открытия «города-религии» монахом Кукай. В июле 2004 года тропа и храм Дзисон-ин были занесены в реестр ЮНЕСКО как часть маршрута «святые места и дороги паломников в горных районах полуострова Кии».

Вдоль тропы установлены 3-метровые каменные столбы «Тё-Иси», которые служили своего рода дорожным указателем для паломников (Тё-Иси в дословном переводе — «камень одного «Тё». «Тё» в традиционной системе измерения — расстояние в 109 метров). Точкой отсчёта служила пагода Конпо, расположенная в центре храмового комплекса на возвышении «Дандзё-Гаран». Отсюда вплоть до храма Дзисон-ин, находящегося у подножия Коясан, и проходит 20- километровая горная дорога, вдоль которой установлено
180 каменных столбов-указателей. Ещё 36 столбов расположены на отрезке от пагоды Конпон до мавзолея монаха Кукай на кладбище Оку-Но-Ин. Столбы-указатели были созданы в конце 13-го века. Порядка 150 столбов сохранились в их изначальном облике, и это придаёт особый шарм старинной горной дороге.

Храм Дзисон-Ин

коя13Храм основан самим монахом Кукай одновременно с открытием горы Коясан. Кукай также создал и пост настоятеля, который следил за порядком среди монахов-учеников и заботился о паломниках. В этом храме паломники ночевали перед или после восхождения на Коясан, а также пережидали зимние холода. По преданию в этом храме жила мать монаха Кукай, — будучи уже пожилой женщиной, она хотя бы одним глазком захотела увидеть «город- религию», созданный её сыном, но так как женщинам на Коясан вход был запрещён, ей пришлось жить в храме у подножья. Монах Кукай 9 раз в месяц проходил 20-километровый горный путь с Коясан для того, чтобы увидеться с матерью. Именно поэтому район, в котором расположен храм Дзисон-ин, был назван Кудояма (гора девяти посещений). После кончины матери, храм стал местом паломничества женщин, — его стали называть «женским Коясан». Основной святынью храма является деревянная статуэтка бодхисаттвы Майтрея в сидячей позе. Статуэтка является национальным сокровищем Японии. Старинный синтоисткий храм, расположенный на горной тропе по пути к вершине Коясан. Храм посвящён божественному защитнику горы НЮЦУ и его посланнику КАРИБА. По легенде монах Кукай перед тем как построить буддийский религиозный комплекс получил на это разрешение от вышеуказанного синтоисткого горного божества НЮЦУ. В эпоху, когда буддизм и синтоизм тесно переплетались, храм Нюцухимэ считался своего рода защитником буддистского храма Конгобудзи. Даже в наши дни монахи храма Конгобудзи каждый год совершают паломничество в храм Нюцухимэ. Храм занесён в реестр ЮНЕСКО.

Пешеходное восхождение на Коясан (трэккинг)

Трэккинг по горной тропе на Коясан — достаточно популярен и в наши дни. Для того, чтобы пройти этот путь, необходимо доехать из Осаки до станции Кудояма (6-я по счёту станция от конечного пункта «Гокуракубаси». От станции Кудояма нужно будет пройти порядка 1.5 километров до описанного выше храма Дзисон-ин. Сразу за основным зданием храма Дзисон-ин расположен небольшой синтоисткий храм Нюкансёбу, откуда и начинается горная тропа на вершину горы Коясан. Как было указано выше, вдоль дороги каждые 109 метров установлены каменные столбов-указатели, так что заблудиться практически невозможно. Первые 3 километра пути — достаточно крутые, — это практически настоящий горный подъём, однако потом дорога превращается в приятную прогулочную горную дорожку. На пути к вершине Коясан расположен всего лишь один небольшой ресторан, который часто бывает закрыт, поэтому едой и водой желательно запастись заранее. Весь путь от храма Дзисон-ин до больших ворот Даймон на вершине горы занимает порядка 6 часов.

Монах Кукай и эзотерическое учение Сингон

коя14Монах Кукай родился в 774 году, в храме Дзэнцудзи на острове Сикоку (префектура Кагава). В 15 лет он отправляется в тогдашнюю столицу Японии — город Нара. Там будущий монах изучает науки, после чего принимает решение посвятить свою жизнь буддизму. В 24 года Кукай пишет пьесу «Санго-Сиики», в которой проводит глубокий анализ буддизма, конфуцианства и даосизма, после чего приходит к выводу, что именно буддизм достоен детального изучения. Считается, что в это время Кукай уже полностью изучил все буддистские сутры и ознакомился со всеми доступными в то время науками. Однако сразу же после написания пьесы, следы монаха на какое-то время теряются. По одной из версий он ушёл в один из дальних горных районов острова Сикоку, где проводил медитации пытаясь понять истины космоса. В 804 году Кукай едет стажироваться в Китай, где познаёт тайны эзотерического буддизма, который в то время не был достаточно известен в Японии. Спустя два года монах возвращается на родину.

После возвращения из Китая монах основывает новую религиозную секту Сингон, основанную на эзотерических учениях, знания о которых Кукай получил во время стажировки в Китае. В основу новой секты легло положение о том, что суть Космоса (абсолютная истина) выражает Будда Большого Солнца (Вайрочана), и все предметы в этом мире — это то или иное воплощение этого Будды, а жёсткая тренировка тела и духа в сочетании с определёнными эзотерическими ритуалами — это путь к вечной нирване. Под «вечной нирваной» подразумевается процесс перевоплощения в Будду находясь в нынешнем человеческом теле. Практика эзотерического буддизма позволяет изменить реальность и приносит человеку всевозможные благости.

Интересен то факт, что поиски воплощения Будды в любом предмете или явлении по своей сути очень схожи с с некоторыми положениями традиционной языческой религии Японии (синтоизм). Созданная монахом Кукай секта Сингон была поддержана императорской семьёй и аристократией, тем самым усилив влияние влияние секты на всю жизнь страны. Император выделил во владения монаха гору Коясан. Одновременно в Киото был построен храм Тодзи (расположен к югу от вокзала Киото, известен своей пятиярусной пагодой), который стал центром миссионерской деятельности секты. Учение Сингон до сих пор является одним из основных направлений японского буддизма.

Мистицизм и вознаграждение в реальном мире

Эзотерический буддизм действительно представляет из себя «секретный», «тайный» буддизм. В отличие от обычных направлений, в эзотерическом буддизме много мистических символов и обрядов. Однако в то же время эзотерический буддизм «гарантирует» вознаграждение в виде «вечной нирваны» ещё при жизни.

Зародившийся в Индии первозданный буддизм, прежде чем попасть в Китай, прошёл путь через всю Центральную Азию. По пути в буддизм вплеталось неимоверное количество новых сутр, а само учение претерпевало всевозможные изменения сталкиваясь с местными религиозными взглядами той или иной страны. Всё это привело к тому, что на данный момент существует огромное количество различных сект. Эзотерический буддизм, оказавшийся под сильным влиянием брахманизма (древняя религия Индии), стал последней сектой буддизма, — его проявления можно отследить в японских религиозных сектах Сингон, Тэндай, буддизме Тибета и Монголии.
Отличительной особенностью японского эзотерического буддизма является положение, согласно которому достижение «вечной нирваны при жизни» достигается лишь в результате отказа от обычной повседневной жизни в совокуплении с жёсткими религиозными тренировками, сопровождающихся физической болью. Данное положение — результат тесного переплетения индийского и китайского эзотеризма с традиционной горной религией Японии «СЮГЭН-ДО», согласно которой соприкосновение с границей жизни и смерти придаёт верующему сверхчеловеческие способности и помогает «родиться заново». Японский эзотеризм дошёл и до наших дней в форме пешеходного горного паломничества по 88 храмам острова Сикоку.

От буддизма эпохи Нара до буддизма эпохи Хэйан

Религиозная секта Сингон, созданная монахом Кукай, наряду с сектой Тэндай, созданной монахом Сайтё, считаются в Японии сектами эпохи Хэйан (9-12 вв). Их главное отличие от буддизма эпохи Нара (8 век) заключается в том, что в эпоху Нара буддизм являлся своего рода религией-изучением, и носил исследовательский характер, а буддизм эпохи Хэйан являлся религией-практикой, ставившей перед собой задачу спасения души человека и процветание государства.

Считается, что буддизм пришёл в Японию с Корейского полуострова в 538 году. Властители того времени долго спорили о том, принимать или не принимать “инородных богов”, однако в конце концов победили те, кто встал на сторону буддизма. Императорская семья и все верхушка власти страны того времени приняли буддизм скорее не как веру, а как возможность перенять вместе с ним новейшие технологии, социальную систему и культурное достояние Китая, который считался наиболее цивилизованным азиатским государством.

Буддизм эпохи Нара был признан государственной религией и использовался в качестве одного из методов укрепления и объединения страны. Все основные храмы того времени строились государством и соответственно являлись «государственными учреждениями», которым подчинялись построенные за счёт богатых властителей того или иного региона «частные храмы», также получавшими земли под строительство от государства. Для того, чтобы стать буддистским монахом нужно было пройти обучение и сдать экзамены, после чего человек получал официальное разрешение на работу в этой должности. В эпоху Нара практически в каждом районе страны были возведены храмы с одним и тем же названием — Кокубундзи, которые являлись не только религиозными центрами, но выполняли и бюрократические функции. Поэтому можно смело сказать, что монахи эпохи Нара — это обычные государственные чиновники. В эпоху Нара были и «обычные» монахи, которые уходили в буддизм чисто по религиозным убеждениям и не имевшим «государственной лицензии», однако в то время они предавались гонениям. Дело в том, что в «обычные монахи» часто подавались ещё и люди, пытавшиеся уклониться от воинской обязанности или уплаты налогов. Тем не менее, среди «обычных монахов» были и настоящие религиозные
деятели, которые в результате признавались государством.

Неприглядной стороной буддизма эпохи Нара являлся тот факт, что монахи пользовались своим положением и знаниями для того, чтобы влиять на ход политических событий в стране. Поэтому не удивителен тот факт, что в 794 году столица была перенесена из Нара в Киото, с целью оградить правительство от непосредственного влияния могущественных религиозных деятелей предыдущей столицы. Монах Кукай, основатель секты Сингон, в отличие от других влиятельных монахов, ставил своей целью вернуть буддизм в его истинное русло, отдалиться от политики и сосредоточиться на спасении людей. Именно с его появлением японский буддизм стал настоящей, «духовной» религией.

Монах Кукай обладал самыми различными талантами, — он занимался не только религиозной деятельностью, но и писал книги, был искусным каллиграфом, преподавателем, человеком искусства и прикладных наук. В Японии существует выражение “три кисти страны”, под которым подразумевают трёх наиболее талантливых каллиграфов за всю историю Японии, — императора Сага, деятеля искусства Татибана Хаянари, а также монаха Кукай.

В качестве знатока прикладных наук монах Кукай проявил себя при строительстве водохранилища для сельскохозяйственных нужд. Монах использовал новейшие для того времени технологии по созданию арочной плотины. Данное водохранилище сохранилось до наших дней (водохранилище Манно-Икэ, префектура Кагава) и является самым крупным искусственным сельскохозяйственным водоёмом Японии (окружность водоёма — 20 км).

Монах был также великолепным художником и скульптором по дереву. Он сам рисовал мандалы, объяснявшие смысл эзотеризма при помощи ярких красок, а также вырезал великолепные храмовые статуэтки. Кроме того, Кукай основал одну из первых частных школ Японии — Сюгэй-Сюти-Ин, в которой велось преподавание основных идеологии (буддизм, конфуцианство, даосизм), науки и искусства того времени. Причём школа открывала свои двери не только перед отпрысками аристократов и чиновников, но и перед детьми обычных людей.

Спустя 86 лет после своей смерти, монах Кукай был награждён императором Японии за свои заслуги перед государством титулом “Кобо-Дайси” (великий учитель Кобо). Всего в Японии было 27 монахов, которые в последствии получили титул «Дайси» (великий учитель), однако титул так прижился именно к монаху Кукай, что по сей день выражение «великий учитель» автоматически ассоциируется с именем этого выдающегося деятеля.

Блюда монастырской кухни “сёдзин” и “тофу Коя”

Тем, кто остановится на ночлег в одном их храмов Коясан, на ужин преподнесут блюда монастырской кухни под названием “Сёдзин”. Буддизм запрещает убийство любых живых существ, а буддистское учение Большой Колесницы Махаяна, пришедшее в Японию из Китая, запрещало к тому же и употреблять животную пищу. Под влиянием этих запретов и родилась постная монастырская кухня «сёдзин», в основе которой — блюда из овощей, бобов и зерновых культур.

Ингредиенты монастырской кухни проходят первичную и вторичную обработку прежде чем попасть на стол. Например соя — очень калорийна и содержит много белков, однако в сыром виде её никак не съесть и простые соевые блюда быстро приедаются. Поэтому для того, чтобы разнообразить кухню и сохранить продукты на долгое время, соя в монастырской кухне претерпевает самые различные изменения, превращаясь в «тофу» (соевый творог), «юба» (тонкая плёнка, снятая с соевого молока, часто известна под названием «соевая спаржа»), «тоню» (соевое молоко), «абура-агэ» (тонко-нарезанный соевый творог во фритюре), «натто» (сброженные соевые бобы), «мисо» (соевая паста), «сёю» (соевый соус). Технология приготовления подобных блюд постепенно вышла за пределы монастырей и стала неотъемлемой частью повседневной японской кухни. Полезная для здоровья монастырская кухня «сёдзин» уже перешагнула границы страны, и набирает популярность в таких странах как Китай, Тайвань, Корея. «Тофу Коя» (особая разновидность соевого творога) — это одна из наиболее важных составляющих монастырской кухни, придуманных монахами горы Коясан.

Данный творог представляет из себя своеобразный сушёный консервант соевого творога, который может долго храниться. Для того, чтобы вернуть творогу изначальную форму, его нужно просто на некоторое время опустить в воду. Способ консервации был найден монахами совершенно неожиданно, — случайно забытый зимой на морозе кусок творога подсказал каким образом его можно консервировать. «Тофу Коя» — один из важных ингредиентов традиционной японской кухни.

Последние записи

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет виден.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ