Большое путешествие в обитель Богов Кайлас. Сентябрь 2020г. Тибет – сокровенная страна.
Что такое Парикарма или Кора
В индуизме описание Кайласа мы можем прочитать в Вишну Пуранах (200 г. до н.э)., где Кайлас описывается как символичная гора Меру, центр вселенной, а в Кайлас-самхите, книге из Шива Пураны, говорится: «И самая святая из всех гор, из всех вершин – это гора Кайласа. На ней, одетой серебряным светом, обитает бог грозный и милостивый – Шива, вместивший в себя все силы мироздания, порождающий жизнь земных тварей и истребляющий их». Обитель создателя Брахмы называется «Брахмалока», обитель Бога Вишну называется «Вайкунтха», а обитель Бога Шивы называется Кайлас. Из всех трех только к Кайласу можно прийти в физическом теле и вернуться, прикоснувшись к божественности. Шримад Бхагавад Гита описывает Кайлас как божественную форму Бога, «Меруху шикхариамахам», что означает «Я — Кайлас (Меру) среди всех гор». Упоминания о Кайласе и Манасароваре можно найти в обоих эпических произведениях: в Махабхарате и Рамаяне. Вальмики Рамаяна, в Кишкиндха Канд и Бал Канд, и Бхишма Парва, Ван Парва, Дрон Парва и Анушашан Парва эпоса Махабхараты описывают в историях славу и красоту Кайласа и Манасаровара. В великом эпосе Рамаяны мудрец Вальмики говорит богу Раме, что озеро Манаса было мысленно создано Брахмой. Это также место обитания Куберы. Величайший из индийских поэтов Калидаса писал в III веке н.э.: «Когда вода Манасаровара касается тела, когда кто-либо купается в нем, он отойдет в рай Брахмы. Кто пьет его воды, отойдет в рай Шивы и будет освобожден от последствий грехов 100 своих жизней. Даже зверь, который носит имя Манасаровара, уйдет в рай Брахмы. Его воды — жемчуг». Множество легенд рассказывают о величии и важности этого места, а древнейшие упоминания этого места относят нас в эпоху Сатья Юги (Золотого века), когда Махарадж Мандхата совершил покаяние на берегах Манасаровара у подножия величественных гор, которые были названы его именем.
Для последователей тибетской традиции Бон гора Кайлас, а также лежащее у его подножия озеро Манасаровар являются сердцем древней страны Шангшунг (Zhang Zhung), где зародился Бон. Кайлас, который в Боне называется Юнгдрунг Гу Це (Yungdrung Gu Tse / Девятиэтажная Гора Свастики), — это душа всего Бона, средоточие жизненной силы и главного принципа «Девяти Путей Бона».
Для тибетских буддистов Кайлас является обителью Будды Шакьямуни в форме гневного божества Корло Демчок или Чакрасамвара на санскрите. Демчок изображается в соединении с духовной супругой Дордже Пакмо (རྡོ་རྗེ་ཕག་མོ wylie: rdo rje phag mo) или Ваджраварахи, чью энергию олицетворяет озеро Манасаровар. Их союз является символом единства пустоты и блаженства (བདེ་སྟོང་དབྱེར་མེད wylie: bde stong dbyer med). Усердная духовная практика является единственным способом познания этого символа.
Для буддистов-последователей Малой Колесницы- Хинаяны (Таиланд, Мьянма, Шри Ланка и др.) Кайлас является местом, которое освятил cам Будда Шакьямуни вместе с 500 архатами, эманировав себя в районе Кайласа.
После Будды Шакьямуни здесь медитировал Падмасамбхава, также известный под именем Гуру Ринпоче – буддийский мастер 8 века нашей эры, почитаемый как второй Будда. Он после себя оставил сокровища-терма в скалах вокруг Кайласа.
Три столетия спустя здесь медитировал Миларепа – известный в Тибете мастер медитации, отшельник, мистик и поэт.
Для последователей джайнизма Кайлас также является священной вершиной и горой Меру, олицетворяющей центр вселенной. Ришабха, ставший первым святым в джайнизме, достиг нирваны в районе Кайласа, тем самым положив начало традиции титханкар.
Сам Кайлас имеет форму пирамиды сориентированной по сторонам света. Помимо священных озер Манасаровар и Ракшас Тал, рядом с Кайласом находятся 4 истока рек, священных для буддистов и индуистов. Сетледж, Карнали, Брахмапутра, Инд, дающим начало самым важным рекам Азии — Инд и Ганга. Сам регион Кайласа находится на стыке двух тектонических плит, что сильно влияет на уровень энергии в этом районе в буквальном смысле.
Хоть раз в жизни увидеть священную гору Кайлас и побывать на озере Манасаровар — мечта любого буддиста, индуиста, последователя религий Бон-По или Джайнизма. Традиция паломничества вокруг священной горы имеет древние корни и описывается в Шива и Вишну пуранах. Главный смысл Коры заключается в очищении своей кармы, облегчении последствий своих неблаговидных деяний, и стремлении перерождения в лучших мирах. Стремление к Мокше (освобождению). Для большинства Парикарма (Кора) позволяет получить ощутимый толчок в своем духовном развитии, получить ответы на давно беспокоящие вопросы, а само путешествие становится точкой отсчета сильных перемен в своей жизни, идущих на благо вашей души. Сама Кора это преодоление себя в непростых условиях, знакомство со своим внутренним я, аскеза и накопление энергии-тапаса на протяжении всего пути. Именно это позволяет в будущем избавиться от вредных привычек, клешей (склонностей) вашего ума, устранить препятствия на пути или четко их высветить, если вы не осознавали в полной мере, что тормозит ваше развитие.
Наше путешествие это:
- Обитель Шивы — священная гора Кайлас, место от которого Брахма создавал землю — озеро Манасаровар. Парикарма (Кора).
- Настоящие места силы, где великие учителя прошлого совершали свои аскезы. Пещеры и монастыри, где практиковали Падмасамбхава, Миларепа и многие другие Махасидхи (великие души) прошлого и современности.
- Завораживающая и чарующая природа. Заснеженные восьмитысячники на фоне песчаных дюн. Долина Гаруды и королевство Гугэ с каньонами не менее величественными, чем Гранд каньон в Северной Америке. Священные озера и реки. Кристально чистый горный воздух. Гималайские перевалы высотой более 5000 м.
- Встреча рассвета у высочайшей горы мира Эверест в монастыре Ронгбук.
- Неповторимая культура Тибета с тысячелетней историей. Очень богатая и интересная программа с посещением монастырей, храмов, священных ступ.
- Продуманная программа для плавной акклиматизации. Большое кол-во пеших прогулок — треккингов. Сонастройка тонкого тела для совершения парикармы.
Программа тура.
День 1.
Прибытие в Лхасу
Посещение Дворца Потала и туристического района Баркор.
Дворец Потала – буддистский храмовый комплекс, сегодня – музей. Возведённый в характерном для тибетской архитектуры эклектичном стиле дворец-храм занимает площадь свыше 360 тыс. м2 и насчитывает свыше 1000 помещений. Многие из них – часовни со скульптурами Далай-лам, тронные и медитационные залы, а также спальные покои, где бережно хранятся предметы личного быта духовных правителей Тибета. Стены многих комнат украшены фресками.
Ночь в Лхасе
День 2.
Посещение храма Джокханг
Джоканг — это самый почитаемый в Тибете храм (Jokhang), входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. По преданию его построил Сонгцэн Гампо в 647 г. для своей жены, непальской принцессы Бхрикути. Внутри 4-этажного храма, в многочисленных часовнях, сейчас хранятся свыше 3 тыс. изображений (скульптуры, фрески) Будды, буддистских божеств и тибетских буддистских святых. Основным объектом поклонения является установленная в главном зале нижнего этажа статуя Джово Шакьямуни, изображающая Будду в 12 лет.
Ночь в Лхасе
День 3.
Посещение монастыря Драк Йерпа (4400м) в окрестностях Лхасы.
Медитационные пещеры Драк Йерпа — одно из самых святых мест центрального Тибета, расположенное на склонах гор в примерно двух часах езды от Лхасы. Начиная с VII века в пещерах медитировали, царь Сонгцен Гампо, индийский буддийский мыслитель Атиша, великий махасиддха Гуру Падмасамбхава, просветлённая йогини и дакини Еше Цогъял. В этих пещерах проживали, изучали буддизм и уходили в затворничество отшельники, монахи и монахини на протяжении десяти веков.
Ночь в Лхасе
День 4.
Лхаса (3600 м)– Шигадзе (3950 м) (5-6 часов)
Посещение монастыря Ташилунпо
Посещение монастыря Ташилунпо (Шигадзе). Монастырь построен в 1447 году на холме недалеко от центра города. Полное название монастыря по-тибетски буквально означает «всё счастье и благополучие собрано тут». Монастырь Ташилунпо традиционно является резиденцией Панчен-ламы, второго по значимости иерарха-тулку школы Гелуг после Далай-ламы. Панчен-лама является эманацией будды Амитабхи.
Ночь в Шигадзе
День 5.
Шигадзе (3950 м) – Сакья (3 часа) — Ладзе (1 час)
Посещение монастыря Сакья
Монастырь Сакья – главный монастырь загадочной и самой закрытой школы Сакья тибетского буддизма. Школа Сакья переживала расцвет в XIII и XIV веках при покровительстве юаньской империи (монгольских правителей Китая). В это время школа Сакья была главной школой тибетского буддизма, а город Сакья — административным центром всего Тибета.
Ночь в Ладзе.
День 6.
Ладзе – Дарчен (14 часов)
Ночь в Дарчене Hymalaya Hotel
День 7.
Дарчен – Пуранг (4 часа)
Посещение монастырей Чиу и Госсул.
Осмотр монастыря Чиу («Птичий монастырь»). С вершины монастыря открывается великолепные вид на озера Ракшас Тал и Манасаровар, а также на заснеженную вершину Кайлаша. Посещение пещеры Падмасамбхавы, где он практиковал последние 7 дней, прежде чем ушёл из этого мира.
Монастырь Госсул (Gossul Gompa) построен чуть правее пещеры, в которой великий Атиш́а проходил семидневную медитацию. С площадки перед монастырём открывается потрясающая панорама Кайласа и озера. Отсюда индусы обычно начинают свою Манасаровар-Кору. Внутри обители находится ещё одна пещера, где в XIII в. св. Гоцампа из школы Кагью.
Ночь в Пуранге Hymalaya Hotel
День 8.
Посещение монастыря Кеджи (Кхорчаг)
Монастырь Khorzhak (также письменный Монастырь Korchak) является буддистским монастырем в Khorzhak (Система транслитерации китайских иероглифов: Korqag). Этот монастырь вначале относился к линии Кадам, а позднее перешёл в линию Сакья. В монастыре находится статуя Бодхисаттвы Манджушри, которая была благословлена самим Ринченом Сангпо. В предании говорится, что, когда эту статую везли в Га Эр, около Кхорчага она внезапно заговорила и произнесла: «Я останусь здесь». Тогда на этом месте был построен главные зал собраний. Город и храм известны как Kojanath на хинди. Деревня расположена на красивом изгибе реки Карнали недалеко от того места, где каждый видит большую красную стену храма, стоящего перед рекой, с огромной надписью на нем молитвы с шестью слогами: OM MANI PADME HUM.
Ночь в Пуранге Hymalaya Hotel
День 9.
Пуранг – Дарчен (4 часа)
Ночь в Дарчене Hymalaya hotel
День 10.
Первый день коры:(4800-5300 м)
Переход до монастыря Дрирапук (4910 м) 20 км, около 6-7 часов ходьбы.
Переход до монастыря Дрирапук (4910 м) 20 км, около 6-7 часов ходьбы. Вы начинаете путь от Тарпоче, мимо ступ, по пути мы увидим небесное кладбище, связанное с 84 махасидхами (йогинами) из Индии, пройдем через Ворота Богов Смерти, мимо льющихся каскадов ручьев, водопадов и западного лица Кайласа, монастыря Чукку.
Далее мы доходим до монастыря Дрирапук и останавливаемся на ночлег в гестхаусе напротив северного лица Кайласа.
Ночь в новом гестхаузе у Северного лица
День 11.
Второй день коры. (5300-5800)
Подход к Северному лицу Кайласа, практики
Ночь в новом гестхаузе у Северного Лица
День 12.
Третий день коры: (5600 — 4800 м)
Перевал Дролма-Ла (5600 м), спуск вниз к монастырю Зутурпхук (4790 м), возвращение в Дарчен
Перевал Дролма-Ла (5600 м), который поразит Вас своей энергетикой. Здесь Вы возрождаетесь, так как все грехи прощаются благодаря состраданию Дролмы, богини Милосердия. Далее Вас ждет спуск вниз к монастырю Зутурпхук (4790 м). По дороге Вы будете лицезреть: пики, потоки, водопады, горные пещеры.
Ночь в Дарчене Hymalaya Hotel
День 13.
Свободный день в Дарчене
Ночь в Дарчене Hymalaya Hotel
День 14.
Дарчен (4600) – Сага (4500) – Ладзе (4000) (800км, 14 часов)
Ночь в Ладзе в отеле Shanhai
День 15.
Переезд Ладзе (4000) – Шигадзе (3900)–Лхаса (3600) (450км, 8 часов)
Ночь в Лхасе
День 16.
Свободный день в Лхасе.
Ночь в Лхасе
День 17.
Вылет из Лхасы