Поездка в Тибет июнь 2014

Так получилось, что наша группа была первой, получившей пермит в Западный Тибет.
30-го июня 2014г мы благополучно миновали КПП, несмотря на то, что официальное разрешение на въезд, было указано с 1-го июля.
Первое, что бросается в глаза, это огромное количество военных, в том числе и на каждом КПП. Если полиция как-то с пониманием относится к какой-нибудь внештатной ситуации, то с военными договориться было практически не возможно.
В этом году мы проезжали через новый въездной комплекс в Дарчен. Регистрация и проверка в среднем занимает около 30минут. Всем с ручной кладью надо выйти из транспорта и пройти в большую палатку, где происходит проверка паспортов и пермита. Этим занимаются военные, лагерь которых разбит сразу же за въездными комплексом.
В палатке стоят столы с компьютерами, куда заносится вся информации о приезжающих. Далее стоят рамки металлоискатели и камера просвечивания багажа. Заехать можно транзитом,(например на обед), но не более 2-х часов, при условии, что Дарчен прописан в пермите. Советую частыми въездами и выездами из Дарчена лучше не злоупотреблять. На третий раз, могут и не пустить.
Городок очень сильно изменился за год. На въезде в город построены 2 гостиницы. Одна примерно 3-4* с горячей водой 24 часа и электричеством с 19-00 до 01-00 и вторая огромная, претендующая на 5*, она состоит из 8 корпусов, сданы только первые 2.
Центральная улица, также приведена в порядок. Снесены старые здания и тротуары вымощены брусчаткой.
Построено много новых зданий под магазинчики и рестораны. Крупные палаточные лагеря военных расположены слева от Дарчена и в начале Коры.
Попасть на Кору сейчас по-прежнему непросто. Как и перед въездом а Дарчен, надо пройти через личный досмотр сквозь рамки металлодетекторов. Затем, в палатке военных происходить компьютерная регистрация всех паломников.
Паломники не могут находиться на Коре без гида!!! И ещё одно очень неприятное нововведение: на каждые 10 человек необходим гид!!! Стоимость портеров в пермит-офисе 150 юаней в день, причём оплата берётся за 3 дня, даже если вы проходите Кору за 2 дня! Портер на внутреннюю Кору 250-300 юаней. Цены на лошадей не сильно изменились: подъём на перевал 100 долларов.
На Коре появилось множество палаток с полицией, которые проверяют, соблюдаются ли гидами нововведения. Несмотря на всё это, полиция и военные очень дружелюбно настроены к иностранцам. Кстати, у них в палатках всегда можно попросить горячей воды для чая.

Проход к северному лицу Кайласа перекрывает военный пост, который требует то ли гида, то ли разрешения из Дарчена. Но при подходе к восточному и западному лицам никаких препятствий я не увидел.
Для получения разрешения на внутренние Коры, необходимо придти в полицию и, как всегда, написать расписку о том, что всю ответственность, за произошедшее с тобой, ты берешь на себя. Если погода хорошая, то разрешение даётся без проблем.
В первый день я собирался совершить Кору через Кхандро Салам, а на второй день пойти на Нанди Кору. Поэтому мы с гидом пришли в полицию, где я за 5 минут, под диктовку гида написал соответствующую бумагу. Мы заверили её отпечатками пальцев и были «благословлены» на все Коры.
Кора через Кхандро Салам прошла достаточно легко. Кроме того, мне удалось найти новый интересный маршрут, как с перевала можно подняться на восточное плечо (одно из зеркал Кайласа).
На второй день я планировал подход к южному лицу вместе с небольшой группой. Здесь нас поджидал сюрприз: когда гид повёл нас в полицию, для регистрации, то нам всем было категорически отказано. Мотивировалось это тем, что приехала какая-то проверка из Лхасы. Удалось получить разрешение только на посещение монастырей Серлунг и Гяндрак. При помощи гида, этого было бы вполне достаточно, для самостоятельного прохождения внутренней Коры, но хочу обратить ваше внимание, на позицию гидов в подобных ситуациях. Дело в том, что гиды, как и туристы тоже должны иметь пермиты в Западный Тибет. И получить им их тоже очень непросто. В случае, каких-либо нарушений, гид очень быстро лишается своей лицензии и работы. Поэтому не рассчитывайте особо на их помощь!!!
Нам повезло, потому что в нашей группе была физически неподготовленная девушка. Пока гид возился с ней, нам удалось оторваться от них и пройти внутреннюю Кору.

Через день, когда мне пришлось вести другую группу людей на внутреннюю Кору, я выбрал следующую тактику: встали очень рано, гиду ничего не сказали и пошли на внутреннюю Кору, обходя справа, через долину, где находится монастырь Гяндрак, монастырь Серлунг и полицейские палатки, которые расположены рядом. Хотя это и заняло 2 лишних часа, мы без больших проблем выполнили поставленную задачу. Кору пришлось идти без портеров, но другого выбора не было.Поговаривают, что послабления по режиму ожидаются к осени.
Хочу поделиться моими новыми открытиями. В этот раз мне удалось найти достаточно легкий маршрут подъёма на перевал Кхандро Салам. Последние 3 года я делал большую Кору именно через этот перевал. Каждый раз подъём на него был связан с реальным риском для жизни. Это мне очень не нравилось, так как по моим внутренним ощущениям, любая Кора должна проходить без альпинистского снаряжения и риска для жизни. Тяжело быть должно, обязательно, но риск должен быть минимален.
Подъём по новому маршруту был менее тяжёлым, и после перевала у меня ещё оставались силы, поэтому я решил не спускаться к основной Коре, а обойти Пхакна и посмотреть, что из этого получится.
Поднявшись на следующий перевал, после священного озера, я неожиданно для себя, увидел ещё один проход, за которым возвышалась восточная грань Кайласа. Дорога к перевалу была технически не очень сложна, погода была хорошая, все знаки были благоприятными и я направился в путь.

Через полтора часа я оказался на восточном плече (зеркале) Кайласа.(5800м) Счастью моему не было предела!
При подъёме со мной произошло несколько интересных моментов. Несколько раз Совсем рядом, за спиной, я слышал громкое фырканье и хлопот крыльев. Когда я мгновенно оборачивался, то никого не обнаруживал. Скорее всего , это были те самые Дакини, которые охраняют перевал Кхандро Салам. Недаром он так же называется перевал 12 (13) грозных Дакинь .
К выгнутой части зеркала примыкает несколько долин. Одна из них называется: симметричная долина. Это место тянет меня к себе с необычайной силой. Я думаю, что должен быть несложный маршрут, от восточного лица в симметричную долину и уже несколько лет, постепенно, шаг за шагом прокладываю его.
К сожалению, прямой переход с перешейка зеркала в симметричную долину оказался невозможным. Подумав, я решил, что сегодня “у Шивы не стоит просить добавки” и мне пора домой.Спуск проходил по живописной долине с двумя озерцами и речкой.
Следующую попытку добраться симметричной долины я осуществил через день, но уже с другого конца. Я прошел от монастыря Серлунг, через монастырь Гьяндрак к южному входу в это волшебное место.
Миновав красное ущелье и поднявшись на перевал 5300м, я неожиданно оказался перед удивительной панорамой. Вытянутая, как стрела, долина, заканчивалась белоснежной стеной, восточным ребром Кайласа.

Выход из долины находится рядом с третьим монастырем внешней Коры Зутрул Пхук.
Глядя на это место, меня не покидало ощущение, что эта долина не принадлежит нашему миру.
Его исследование я решил отложить на осень.
Две внутренние Коры, с перерывом в один день, не представляли очень большого интереса.
Второй раз мы шли на Нанди Кору из Дарчена, обходя монастырь Серлунг, с полицейской палаткой, через долину, где стоит монастырь Гяндрак. Дополнительные два часа по горам, не добавляли ни сил, ни радости, при том, что «всё своё» приходилось нести на себе, поскольку «обходной маневр» мы совершали без портеров.
Подъём на перевал сопровождался камнепадом. Несколько раз, рядом, падали камни очень внушительных размеров. Килограммов по 30… Так что, единственное, что оставалось, это читать про себя “Ом наме Шивая”. После окончания второй внутренней Коры, со мной произошло интересное происшествие. Как только я миновал саркофаг Нанди, у меня неожиданно порвались чётки из рудракши…
Хочу дать несколько советов по прохождению внутренней Коры. Несмотря на то, что я проделал этот путь уже 7 или 8 раз, мне снова было реально тяжело, особенно подъём. Пусть высота не безумно большая, и за день до этого я поднимался почти на столько же, а все равно, подъём на южное лицо даётся непросто. Каждый раз, я пытаюсь договариваться с Шивой. Идёшь на подъём и говоришь ему: «Пропусти меня или забирай к себе!». Только нужно очень искренне говорить, не блефуя. Тогда на самом деле срабатывает. Мне вспоминается эпизод из Вишну-пуран, когда Равана просил бессмертия у Брахмы. Он просто отрезал себе голову в процессе ягьи и Брахма не смог ему отказать.
Ещё одно наблюдение этого года. Очень важно ночевать, не только в Дарчене, но и на Коре. Последние три года я ходил Кору за один день и не ночевал у второго монастыря (северное лицо). В этом году я решил поменять свой маршрут. На Кору я вышел около 18-00 и к 21-00 дошел до гестхауса. Ночёвка у Северного лица, была одна из лучших за всю поездку. Весь следующий день, я был бодр и полон сил, что позволило мне разработать новый маршрут и подняться на восточное плечо Кайласа, без перенапряжения.
Также очень полезно ночевать в Серлунге, после внутренней Коры. Для меня это является финальной точкой в маршруте.
Но дьявол не дремлет)), в этом году в Дарчене открылось несколько очень комфортных отелей (с электричестовом и горячей водой), поэтому я постоянно ловил себя на мысли, что хочется поскорее в Дарчен в тепло и комфорт.
Из новых мест, мы посмотрели:
Цеданг (примерно 2 часа от аэропорта и час от Самье)
В Цеданге находится Дворец первого царя Тибета Трисонга Децена
И небольшой монастырь 8 века Чангжун
Монастырь Миндроллинг (чуть больше часа езды между Цедангом и аэропортом)— самый крупный монастырь Ньингма в центральном регионе Тибета. Монастырь основал Ригзин Тердак Лингпа в 1676 году. Название монастыря, в переводе с тибетского языка, означает «место идеального освобождения». Очень приятное место.

Драк Йерпа (в часе езды от Лхассы) высота 4500м. Это уникальный по красоте и энергетическому воздействию пещерный комплекс Драк Йерпа, находится в 25 км от Лхасы. Именно здесь в свое время проводили годы в медитации известнейшие учителя Тибета — Гуру Ринпоче и Атиша, сюда же удалялся в ретриты самый значимый король Тибета — Сонгцен Гампо. Дата основания монастыря XII в. Местонахождение: 30 км. на северо-восток от Лхасы. Монастырь Драк Йерпа был летней резиденцией тантрического колледжа Гъюто. Он был полностью разрушен в 1959 году, и до сих пор не восстановлен. Сам монастырь был основан на месте ретритных пещер, которые остались и поныне. В настоящее время здесь поживает около 15-ти монахов. Для буддистов это одно из самых святых мест паломничества.
Хочу отметить, что впервые за 7 лет мы путешествовали по Тибету на автобусе. Главный минус такого транспорта — это скорость. Например, по всему маршруту, на дорогах установлены чек-пойнты, в которых отмечается время проезда через следующий КПП. Для автобуса, это время на 30% больше, чем для джипа! Но с точки зрения удобства сидений и расстояния для ног, автобус несомненно более удобный транспорт.
И о погоде. В начале июля было очень тепло. Днем температура доходила до +30 градусов, ночью около +10. Во второй половине дня часто шел короткий дождь.