Семейный храм династии Фудзивара и Монастырь Ямадера

Святилище Касуга-тайся

семейный храм 1Одним из главных центров школы синто в Японии является святилище Касуга-тайся. Династия Фудзивара основала его как фамильное святилище в 710 году. Синтоисты следуют представлениям о возрождении и чистоте, поэтому строение почти 50 раз за время существования перестраивалось. Дорога к молельне с обеих сторон имеет каменные фонари, дважды в год традиционно зажигаемые, а во внутреннем дворе храма стоят необыкновенные фонари из бронзы. Здесь нередко проходят представления с национальными танцами и музыкой. На данный момент кумирня не имеет отношения в роду Фудзивары, но сюда по-прежнему приезжают высокопоставленные лица страны (министры, представители императорской семьи и высшие чины государства). Празднества, которые проходят в Касуге-тайся, ценятся японцами и являются частью культуры.

Касуга Тайся (Kasuga Taisha) является важнейшим синтоистским храмом (шрайном) в Наре. Он был построен для могущественного в те времена аристократического клана Фудзивара (Fujiwara) в 768 году. Для постройки выбрали место у подножия гор Микаса (Mikasa) и Касуга (Kasuga), с которых когда-то спустились синтоистские боги. Род Фудзивара был настолько влиятелен в стране, что императорский двор частенько наведывался сюда помолиться, что способствовало процветанию храмового комплекса. Во второй половине периода Хейан (794-1185) Касуга Тайся объединился с одним из крупнейших в Наре буддийским храмом (темплом) Кофуку-дзи (Kofuku-ji), согласно новой теологической философии, призванной объединить синтоизм и буддизм в одно целое.

В храме дружно проживают четыре основных божества и несколько их спутников. Два из этих четырех — синтоистские боги (ками), необычайно популярные во времена становления японской государственности, двое других — обожествленная семейная пара из предков рода Фудзивара. В те давние времена божества харама опекали исключительно семью Фудзивара и, с их согласия, оказывали свою милость императорскому двору и некоторым важным сановникам. Сегодня же они служат всем страждущим, приходящим сюда за помощью.

Для современных туристов Касуга Тайся известен прежде всего своими фонарями, которых насчитывается более 3 000. Фонари, стоящие вдоль тропинок, ведущих к святилищу, или свисающие с балок — это подношения различных людей за все время существования храма. Когда-то эти фонари зажигались каждый день, теперь же это происходит лишь дважды в году: в начале февраля, когда вся страна отмечает Сецубун (Setsubun), изгоняя чертей, и 15-16 августа во время празднования Обон (Obon).

Другой отличительной чертой Касуга Тайся является цветок глицинии. Дело в том, что имя «Фудзивара», записанное иероглифами, может читаться как «поле глицинии», поэтому Фудзивара считали глицинию своим талисманом. Глициния изображена на гербе Касуга, и даже сейчас, по прошествии 1200 лет со дня основания шрайна, все служительницы храма носят в волосах веточку этого растения.

У ворот храма растет японская глициния, возраст которой насчитывает 800 лет. Как уверяют служители храма, именно это растение было изображено на известном иллюстрированном свитке 1309 года «Чудеса богов Касуга Тайся» (Kasuga Gongen Kenki Emaki).

На территорию храмового комплекса ведет длинная галерея с тремя приблизительно одинаковыми воротами. Ворота Кейга-мон (Keiga-mon), декорированные богаче, чем остальные, предназначались исключительно для членов семьи Фудзивара. Через ворота Сейдзё-мон (Seijo-mon) могли проходить монахи, а третьи — Найси-мон (Naishi-mon) — предназначались для прохода женщин-монахинь. На площадке, которая называется «Ябноневый сад» (Ringo-no-niwa) растет всего лишь одно яблоневое дерево. Первая яблоня была подарена храму императором Такакура (Takakura) во второй половине 12-го века. Как ни ухаживали за ним служители храма, дерево, естественно, погибло. Сейчас на этом месте растет яблоня, подаренная императорской семьей в 1957 году.

С давних времен на площадке рядом с «императорской» яблоней танцевали и музыцировали во славу богов. Рядом с «яблоневым садом» растет древняя криптомерия, которая была свидетельницей священных обрядов и ритуальных танцев на протяжении более 1000 лет. Изображение этого дерева также можно найти на свитке «Чудеса богов Касуга Тайся».

На территории комплекса много построек, объявленных Национальным сокровищем или Важным культурным достоянием Японии. Согласно синтоистским традициям, с 8-го по 19-е столетия строения шрайна перестраивались каждые двадцать лет, однако их конфигурация оставалась неизменной.

Храм Хасэдэра

семейный храм 2У храма Хасэдэра есть красивая легенда о его основании. Согласно преданию, один монах, живший в горах недалеко от деревни Асука в начале VIII века вырезал из камфорного дерева статую богини Каннон и оставил ее в местном храме с названием Хасэдэра. Однако кусок дерева был настолько большим, что монах решил вырезать еще одну фигуру бодхисатвы и пустил ее плыть по морским волнам. Через 15 лет статую выбросило на берег рядом с Камакурой, и для богини был построен еще один «дом», также названный Хасэдэрой. Храм также известен под наименованием Хасэ-Каннон.

Статуя богини считается одной из самых больших деревянных статуй в Японии, ее высота составляет более 9 метров. У деревянной и позолоченной Каннон 11 голов, каждая из которых представляет один из этапов на пути к просветлению. Кроме этого, в храме представлены изображения 33 воплощений Каннон, богини милосердия.

Храм является одним из старейших в Камакуре. Он был построен в 736 году по распоряжению представителя влиятельного клана Фудзивара Мусасаки, пригласившего для основания храма священнослужителя Токудо Дзёнин, уже основавшего храм Хасэ в Ямато.

Рядом с Хасэдэра расположился прихрамовый город. Сам храм находится на склоне горы, и чтобы подойти к главному зданию, нужно преодолеть путь по длинной крытой лестнице. У главного здания есть открытая терраса на сваях, похожая на балкон храма Киёмидзу-дэра. С нее открывается вид на Камакуру и Тихий океан.

В комплексе Хасэдэра есть зал, посвященный божеству-хранителю детей Дзидзо. Его изваяние окружает множество каменных фигурок детей, которые умерли или не родились вследствие абортов. Этих фигурок – сотни, и их установили родители этих детей. Фигурка остается рядом с Дзидо в течение года, а потом ее заменяет другая.

Храмовый колокол считается старейшим в Камакуре, так как был отлит в 1264 году, а сам храм – самым большим буддийским храмом в городе. Храмовый комплекс также включает хранилище сутр, священную пещеру и сад.

Монастырь Ямадера

Монастырь Ямадера расположен на склоне горы, отсюда и его название: «яма» — гора, «дера» — монастырь. Однако так его называют только в народе, в истории же японского буддизма он известен как Риссякудзи и считается вторым по значению в секте «тэндай». Последователи этого учения считают, что каждый человек — будь он добродетелен или порочен — несет в себе изначальную природу Будды, поэтому в учении «тэндай» большое внимание обращается на совершенствование личности. От человека самого зависит, какой путь он изберет — к совершенствованию или падению. Путь к совершенствованию лежит через практику созерцания, а она в свою очередь требует уединения. Поэтому монастыри секты «тэндай», как правило, строились в горах. Окрестности Ямагата как нельзя более подходили для этого.

Пройдя под аркой красиво орнаментированных трехстворчатых ворот, характерных для буддистских строений в Японии, паломники оказываются перед громадной курильницей. Здесь они очищаются священным дымом и только после этого приближаются к ступеням Кампонтюдо — главного храма Ямадеры. Оставив обувь на земле, как требует японская традиция, они входят в полутьму молитвенного зала.

Главная святыня храма Кампонтюдо — огонь, который зажгли в нем 1000 лет назад. Когда-то он горел только в монастыре Энрякудзи, но Дайкоку-дайси (основатель монастыря Ямадера) добился ряда существенных привилегий для горной обители, которую основал в 860 г. Монастырю были пожертвованы земли, открыта школа для изучения основ психофизиологического тренинга, а также права быть хранителями вечного огня. За время своего многовекового существования сам монастырь Ямадера несколько раз горел и перестраивался, но вечный огонь в нем не угасал ни на минуту. Он горит в двух светильниках, стоящих по обе стороны алтаря. Две небольшие чашки с сурепным маслом, два коротких фитиля, два язычка пламени и один служитель, который следит за расходом масла и регулярно подливает его в чаши… И так каждый день 1000 лет подряд.

Створки алтаря, перед которым горит вечный огонь, открываются, как указывалось выше, всего один раз в 50 лет. За ними скрыт лик эзотерического божества Якусинерая (Бхайшаджья-гуру) — одного из многочисленных «Будд», особо почитаемого в Японии как врачевателя. Видеть его могут только духовные лица, достигшие высоких степеней посвящения. Традиция нарушалась только при посещении монастыря императором — потомком самой богини солнца Аматэрасу, и тогда алтарь монастырского храма открывался дополнительно. Но императоры посещают монастырь нечасто. Очередная церемония открытия створок алтаря ожидается в 2013 г., и, конечно же, на нее соберется множество народа. Приезжают бонзы из всех монастырей секты «тэндай», паломники, ученые и просто любопытные. В обычные же дни в Ямадера живет всего 8 человек, но один раз в 4 года бонзы секты «тэндай» прибывают в монастырь на двухдневную сессию по изучению буддийской философии. Монастырь может принять и разместить одновременно не более 80 человек. Их сменяет новая группа, и так до тех пор, пока все, кому следует, не пройдут своего рода «курсы повышения квалификации».

Выходя из храма Кампонтюдо, паломники видят небольшую (высотой не более 50 см) фигурку буддийского божества, сидящего на лотосовом троне. Статуя находится у подножия лестницы, ведущей к храму, и каждый старается, проходя мимо, коснуться ее рукой. Монахи расскажут, что это Биндзуру-сондзя — один из любимых учеников Будды; прикосновение к его плечу излечивает от ревматических болей в спине. Можно увидеть, что у матово-бронзовой фигуры ярко блестят плечи, ведь Биндзуру-сондзя сидит на этом месте уже 400 лет.

Остальные храмы и кумирни монастыря Ямадера как бы взбегают по склонам горы на ее вершину. От одного к другому ведет вырубленная в скале каменная лестница, и паломникам рекомендуется при подъеме считать ее ступени. По дороге им встречается миниатюрная, почти игрушечная синтоистская кумирня. Перед входом в нее висят симэнава (пучок рисовой соломы) и гохэй (особым способом вырезанная из белой бумаги гирлянда) — это верные признаки того, что кумирня действует. «Наличие синтоистских кумирен в буддийских монастырях и статуй буддийских богов в синтоистских храмах — обычное явление в Японии. На заре буддизма духи синто, не без воли императора, оказывали покровительство богам новой религии. И когда буддизм окреп и стал мощной политической и экономической силой, он все равно чтил местных духов, позволяя сооружать на территории своих монастырей кумирни и храмы в их честь».

Далее перед поднимающимися на вершину горы паломниками предстает площадка, занятая сотнями деревянных посохов высотой примерно в один метр. Каждый из них — это память о ком-либо из умерших. На посохах написаны фамилия, посмертное имя человека* и строка из буддийской молитвы. Нижний заостренный конец каждого посоха воткнут в землю, а верхний вставлен в колесо, на котором тоже написана молитва о перерождении души умершего. Если паломник повернет это колесо по часовой стрелке, то тем самым он почтит покойного, и доброе дело это зачтется ему самому.

Память об умершем в Ямадера чтут и еще одним, весьма своеобразным способом. Родственники покойного несут в монастырь один его зуб, упакованный в маленькую коробочку, сделанную в виде миниатюрной буддистской ступы. Сначала эти зубы складывают в одном из храмовых помещений, а затем (по мере его заполнения) закапывают в недрах горы, освобождая место для новых поступлений.

На одной площадке перед паломниками предстает невиданное скопление детских игрушек — кукол, колясок, машинок, зверушек и пр. Значит, где-то рядом должен быть Дзидзо-босацу (Кшитигарбха) — покровитель путников и маленьких детей. Вскоре появляется и он сам, как всегда, в окружении ребятишек; а гора игрушек — это память о преждевременно умерших детях.

Сувениры, которые продают при каждом храме, обычно похожи друг на друга, но везде есть своя специфика. Префектура Ямагата, где расположен монастырь Ямадера, является ведущим в Японии центром по производству деревянной куклы кокэси. Среди множества однотипных кукол в монастыре можно увидеть фигурку благообразного старца в высоком черном цилиндре со свитком и кистью в руках. Поэт XII в. Басе Мацуо, проведя некоторое время в монастыре Ямадера, написал здесь свое знаменитое хокку, вошедшее во все антологии японской поэзии.

семейный храм 4

Последние записи

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет виден.

ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ